Страница обновлена 14.12.2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 16 Р.П. ПОРЕЧЬЕ-РЫБНОЕ"

Страница обновлена 14.12.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 16 Р.П. ПОРЕЧЬЕ-РЫБНОЕ"

Ваш ребенок первый раз идёт в школу?

Это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Сделайте так, чтобы 1 сентября стало настоящим праздником для Вас и для будущего первоклассника!

 

Несколько слов о готовности к школе

Готовности к школе выделяют три компонента:

Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая  моторика);

Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: 

Наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

1.Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

2.В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

3.Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Причинами школьной незрелости могут быть:

1.Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)

2.Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.

3.Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

4.Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

Что значит «быть готовым к школе»

Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.   

Л.А. Венгер, А.Л. Венгер

Ребенок должен быть готов к новому этапу жизни и новому виду деятельности — учебной.

Для успешного обучения в школе к моменту поступления ребенок должен иметь определенный уровень физической, личностной, умственной зрелости. Медицинская комиссия определяет уровень физической зрелости.

Психолог и педагог определяют уровень личностной готовности ребенка к обучению, который предполагает:

умение правильно строить свои отношения со взрослыми;

умение обращаться со сверстниками;

отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

Статус школьника — это качественно новая ступень в жизни ребенка.

Психологическая готовность к учебной деятельности, сформированное желание учиться — вот самое главное при переходе в это качество.Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность. Так называемые «школьно- значимые функции», без которых не может быть успешного обучения по любой из программ, помогут ребенку привыкнуть к систематическому обучению, а значит, комфортно чувствовать себя в школе.

К этим функциям относятся:

Развитие мелкой мускулатуры пальцев (тонкая моторика). Эта функция одна из самых важных. Чем лучше развита мелкая мускулатура пальцев, тем успешнее будет учиться ребенок в школе.

Развитие руки связано и с развитием определенных центров мозга;

умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: лево — право, верх — низ, центр;

умение действовать по правилам;

умение слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию;

понимать и удерживать в памяти инструкцию учителя и правильно выполнять ее;

умение организовать свою деятельность.

При подготовке ребенка к школе особое внимание надо уделить развитию речи, а именно:

качеству звукопроизношения (все ли звуки выговаривает ваш ребенок и произносит без дефектов);

умение строить предложение, не нарушая связи слов в нем;

правильному употреблению предлогов;

умению отвечать на вопросы по прочитанной сказке, рассказу, стихотворению;

составлению предложений по одной картинке и рассказу по серии сюжетных картинок.

Перед школой ребенка полезно показать логопеду, так как очень часто, привыкнув к речи своего малыша, родители не слышат имеющихся нарушений и дефектов.

К моменту поступления в школу ребенок должен достичь зрелости не только в физическом и социальном отношении, но и определенного уровня умственного и эмоционально — волевого развития.

Учебная деятельность требует определенного запаса элементарных понятий и знаний об окружающем мире. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль — то есть владеть мыслительными операциями.

Рекомендации родителям будущих первоклассников

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

1. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

2. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

3. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

4. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

5. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить достижения учащегося в любой сфере.

6. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

7. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился очень авторитетный, знающий человек. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

8. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Профилактика школьных трудностей

         Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к школе: к новому социальному окружению, к новым требованиям и правилам, к повседневным обязанностям.
От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность - учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.
Теперь его положение в обществе - положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Период адаптации к школе у всех детей протекает по разному и во многом зависит от поведения родителей и семейной атмосферы. В норме он длится 6-8 недель, но при неблагоприятных условиях может продлиться до года.

Процесс адаптации делят на несколько периодов:

Период «физиологической бури Он длится 2-3 недели. Все системы организма в это время работают с большим напряжением. Очень важно понимать, что ребенок сталкивается с экстремальной нагрузкой. Поэтому в первые 2-3 недели он может плохо спать, быть раздражительным, начинать плакать, казалось бы, без повода. Родителям ничего не остается, как отнестись ко всему этому как можно спокойнее, с пониманием, быть терпеливее.

Период неустойчивого приспособления В это время организм уже не реагирует на новые воздействия так бурно, ищет и находит варианты реакций, лучше соответствующие ситуации, учится экономить ресурсы.

Период относительно устойчивого приспособления Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения. Но все же и на этом этапе нельзя сказать, что ребенок окончательно приспособился: на самом деле весь первый год обучения в школе - своего рода испытательный срок для ребенка и его семьи.

Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников.

Как помочь ребенку во время адаптации к школе?

Поддержите ребёнка в его стремлении стать школьником. Заинтересованность в школьных делах, серьёзное отношение к первым успехам и достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их  необходимость и целесообразность.

Не относитесь к ребенку как ко взрослому буквально с 1 сентября. Не требуйте ответственности во всем, что касается его новой жизни. Поменьше говорите: «Ты должен», «Это теперь твои обязанности». Он и сам это поймет постепенно – с вашей ненавязчивой помощью.

Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?» Интересуйтесь не только оценками сына или дочери. Обязательно расспросите о том, как прошел день вообще, что рассказывал сосед по парте и как играли на переменке.

В период адаптации к школе детям очень нужна родительская поддержка. Не стоит слишком сильно фиксировать внимание на школьных трудностях, требовать отличных результатов, ругать за оценки или неаккуратные тетради. Здоровье ребенка и хорошие отношения с ним дороже. Он должен быть уверен в том, что дома у него есть защита, что родители на его стороне.

Выполнение уроков потребует вашего участия – причем, возможно, больше, чем вы думаете, ведь нагрузки первоклассников сейчас значительно больше, чем в ваше школьное детство. Нет ничего страшного в том, чтобы родители помогали, гораздо хуже напугать ребенка тем, что «вот не сделаешь – завтра тебя учительница будет ругать» или «наверное, тебя надо отправить в садик – ты ничего еще сам не умеешь делать».

После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

Помните, что ребенок может ошибаться и имеет право на ошибки. Не ругайте его, ведь он только учится. Объясните, что сделано неправильно и, если требуется, помогите исправить.

Решая вопрос о пребывании ребенка в группе продленного дня, необходимо помнить, что есть дети, которые просто не могут выдержать ситуацию постоянного пребывания среди сверстников и чужих взрослых. Не трудно предсказать, что ребенок, не ходивший в детский сад или не сумевший адаптироваться к саду, не сможет выдержать продленки. В такой ситуации нужно искать любой вариант, чтобы хотя бы в первом классе кто-то забирал его после школы. Скорее всего, так ему удастся пройти этот самый тяжелый период адаптации — и, возможно, во втором классе он уже сможет ходить на продленку.

К сожалению, родители часто стремятся расписать время своего ребенка по минутам. И получается, что у детей нет возможности побыть наедине с собой, а им этого очень не хватает. Ученик приходит из школы — «Садись обедать». Пообедал — «Садись за уроки». Необходимо дать ему побыть одному, оставить одного в комнате. Может быть, он возьмет свою любимую игрушку — многим детям это помогает снять напряжение, расслабиться. В этом возрасте у ребенка еще велика потребность в игре. Если в школу многие учителя не разрешают приносить игрушки, то дома можно позволить ребенку и делать вместе с ней уроки, и укладывать с собой спать. Ребенку в это время очень трудно, и пользу принесет все, что помогает ему легче пережить период адаптации.

Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

Если есть какие-то трудности, не запускайте их, а решите на начальном этапе.  Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю, школьному или детскому психологу.

Несмотря на то, что большую часть времени будет занимать учёба, не лишайте ребёнка мелких радостей – игр, прогулок с друзьями.

Когда бить тревогу: признаки нарушения адаптации к школе.

Если, после поступления в школу, у вашего ребенка появились какие-то из перечисленных признаков, то, прежде всего проанализируйте режим дня, нагрузку, взаимоотношения ребенка с учителем и со сверстниками. Иногда для решения проблемы бывает достаточно нормализовать распорядок дня, снять перегрузки, увеличить время сна.

Устойчивое беспокойство.

Беспокойный сон (если до этого ребенок спал спокойно).

Страхи.

Навязчивые движения (подергивания мимических мышц, подергивания плечом,  покряхтывание и покашливание).

Появление запинок в речи.

Резкая смена настроения.

Повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, заторможенность.

Жалобы на головные боли, боли в животе, общее плохое самочувствие.

Потеря аппетита.

Резкое снижение массы тела.

Отказ идти в школу, нежелание учиться.

Возникновение конфликтных ситуаций со сверстниками и с учителем.

Вы как никто другой знаете своего ребёнка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребёнка!

Список используемой литературы:

Под редакцией А.А. Реана «Психология детства».-Спб.: Прайм-Еврознак, 2006. 

М.В. Оленникова «Возрастная психология: конспект лекций».- М.: «Издательство АСТ»,ООО «Сова», 2004.

О.И. Тушканова «Подготовка к школе» Волгоград, 1993г.

Л.А. Венгер, А.Л. Венгер «Готов ли Ваш ребенок к школе». М.,1994 г.

Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе. (Мышление. Моторика.) ( Окружающий мир)».,23

Статьи:

Т. Е. Тюрина «Советы родителям первоклашек», И.В.Кудлик «Памятка родителям первоклассника»,

М. Степанова «Родителям будущих первоклассников»,    Ш. Пирмамедова «Памятка родителям первоклассника».