Страница обновлена 14.12.2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 16 Р.П. ПОРЕЧЬЕ-РЫБНОЕ"

Страница обновлена 14.12.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 16 Р.П. ПОРЕЧЬЕ-РЫБНОЕ"

Немного о детских страхах                 

      

Страх — это естественная эмоция человека, и она помогает нам выжить. Понимание того, что мир опасен, бережет ребенка от рискованных действий. Но иногда страх становится настолько сильным, что мешает радоваться жизни и познавать мир. Почему это случается, какие страхи встречаются чаще всего и как помочь малышу с ними справиться? 

Природа детских страхов может быть совершенно разной. Появление некоторых страхов ожидаемо в определенном возрасте и является частью взросления, усложнения отношений с миром. К таким ожидаемым страхам можно отнести, например, страх темноты или сказочных существ у дошкольников. Страх темноты мы наследуем от наших далеких предков — это сохраняющий жизнь код поведения, предупреждение о возможной опасности, сигнал «Будь осторожен!».

Другие страхи — это эмоциональный отклик ребенка на травматическую ситуацию, испуг, о котором он не умеет или не может рассказать взрослому. Дети имеют разную степень стрессоустойчивости: то, что для одного ребенка просто неприятное событие, для другого — серьезное эмоциональное испытание. К таким страхам можно отнести страх быть брошенным, страх воды, тревогу перед знакомством с новыми людьми, посещением новых мест, страх закрытых пространств или страх остаться дома одному.

 Что не стоит делать!

Взрослые не всегда воспринимают детский страх всерьез. Распространенная реакция на боязнь малыша — сказать, что ничего страшного на самом деле не случилось. «Там никого нет», — говорим мы ребенку, если он боится зайти в темную комнату. Или: «Ты же мужчина, ты не должен бояться темноты!».

К сожалению, доводы рассудка мало помогают в борьбе с эмоциями. Подобными фразами мы не побеждаем страх, а лишь показываем ребенку, что его чувства не важны, не правильны и не имеют значения!

Страх темноты

Темнота для ребенка — нечто неизвестное и пугающее. Богатая детская фантазия мгновенно населяет темное помещение монстрами и чудовищами. Ребенок становится тревожным, капризничает, не может уснуть. Родители должны помочь ему справиться с этой ситуацией.

Если вашему ребенку спокойнее с заженным ночником, то оставляйте его включенным в комнате. Расскажите, что в детстве вы тоже боялись оставаться в темной комнате — пусть ребенок знает, что вы понимаете его чувства, что он не один такой. Обнимите малыша перед сном и почитайте его любимую книгу. Обсудить его страхи.
Чтение книг — отличный способ помочь ребенку принять новые эмоции, не дать развиться и закрепиться страху. Чтобы глубже проработать проблему, старайтесь сделать чтение интерактивным. Например, почитав книгу, можно выключить свет на минутку-две и вместе с ребенком посмотреть, какие есть в комнате тени или силуэты, как знакомые вещи выглядят при свете и в темноте. В следующий раз можно увеличить временной интервал и продолжить игру. Можно нарисовать то, что вы увидели в темноте — шкаф, одежду, игрушки. Предложите другим членам семьи викторину — угадать, что изображено.

Обратитесь к интересным фактам о темноте. Почитайте про животных, ведущих ночной образ жизни: как они видят в темноте, как общаются, строят дома. 

Покажите, что темнота может быть интересной — устройте небольшой театр теней. Можно вырезать фигурки самим и придумать с ребенком сюжет, а можно обратиться к готовым театрам теней с вырезанными силуэтами людей, животных, зданий.

Страх воды

Страх воды возникает у детей довольно часто. Иногда он проявляется в нежелании мыться в ванной или душе, иногда — в протестах против купания в реке, озере, море.

Причинами такого страха могут быть банальные неприятные ощущения во время контакта с водой — например, щипучий шампунь или мыло, опыт купания в слишком холодной или горячей воде, попадание воды в уши или нос. Иногда причины лежат глубже: может быть, ребенок ассоциирует воду с какими-то негативными событиями своей жизни или копирует страх близких, если они слишком волнуются, когда он купается.
Причин этому могло быть несколько:
Если ребенок боится воды, не торопитесь его заставлять. Плавайте сами, радуйтесь солнцу. Дайте ребенку лейку, ведерко. Пусть он осмотрится, привыкнет к новому месту. Дети запрограммированы на развитие: не пройдет и часа, как ребенок захочет подойти поближе к воде. В этот момент не мешайте и не кричите: «Не ходи туда! Упадешь! Утонешь!». Просто будьте рядом и контролируйте процесс.

Первое правило: чтобы не допустить усиления тревоги, родители должны сдерживать свое раздражение, не критиковать и не упрекать малыша.Категорически запрещено навешивать на ребенка всевозможные обидные и укорительные ярлыки, таких как: «неряха», «замарашка», «свинтус», «грязнуля». Такие прозвища быстро прилепляются к маленькой личности, начиная управлять всем поведением человека.

Родители должны помнить: невозможно перебороть патологический страх насильственными методами, принуждением и наказанием. Нельзя заставлять кроху погружаться в ненавистную ему ванну или удерживать под пугающей струей душа. 

Естественно, не стоит идти на поводу у ребенка касательно его нежелания выполнять гигиенические процедуры. Но родители могут сделать так, чтобы обязательные умывания и купания были минимально неприятными для ребенка. В первую очередь, следует подобрать оптимальный температурный режим. Как правило, большинство деток чувствуют себя комфортно, резвясь в воде с температурой в диапазоне от 37 до 39 градусов.

Взрослые должны постараться,  сформировалось позитивное мнение о воде. Чтобы процедура купания была приятной для ребенка, родителям нужно предложить ему самому выбрать «компанию». Необходимо приобрести всевозможные резиновые игрушки, пластиковые кораблики, разнообразные лейки, симпатичные куклы. На первом этапе взрослые должны следить, чтобы струя воды не попадала в лицо малыша. Родителям нужно демонстрировать приятные эмоции от забавы.

Чтобы подружить ребенка с водой и помочь ему перебороть страх нужно играть в игры, так или иначе связанные с водой. Можно предложить малышу поиграть в парикмахерскую и попросить его вымыть волосы всем куклам. Можно предложить ребенку помочь вам помыть все игрушки, используя шампунь и мочалку. Чем больше ребенок будет контактировать с водой, тем меньшими станут его страхи касательно водных источников.

Главное правило – не заставлять детей заходить в воду, не принуждать его купаться насильно. Можно предложить ему построить песочные замки на берегу. Маленьким детям нужно предложить поплескаться в надувном бассейне. Можно прогуливаться с крохой по берегу и собирать ракушки. Зайдя по щиколотку в воду, можно перепрыгивать через небольшие волны или убегать от них. Устроить забег наперегонки по берегу.

Самое важное правило – находясь близ водоема, нужно постоянно общаться с ребенком. Нельзя оставлять его наедине с мучительными переживаниями. Ощущая заботу и поддержку родителей, малыш обязательно сам справится с естественной возрастной боязнью воды.

Водобоязнь - очень стойкий симптом, он может сохраняться на протяжении 3-4 лет.

Страх чужих людей

Тревога при появлении чужих людей — нормальная реакция малыша, который начал изучать окружающий мир. В разумных дозах этот страх полезен: он гарантирует, что малыш не уйдет с незнакомцем, не будет убегать от родителей. Но иногда боязнь посторонних становится проблемой.

Если ваш малыш боиться незнакомцев, поговорите с ним о том, что его беспокоит (внешний вид, прическа, одежда, выражение лица, голос). Как правило, незнакомцы, которых боится ваш ребенок имеют один типаж (короткие, длинные,  черные, белые,  волосы, длинная одежда и т.д.) Перед встречей с посторонними — например, с врачом или новым человеком — обсудите это накануне, спросите ребенка о его чувствах, постарайтесь развеять опасения, продумайте «план спасения» — что может сделать малыш, чтобы ему было не так страшно (взять с собой любимую игрушку, взять вас за руку, спрятаться в своей комнате, надеть волшебную одежду, в которой ребенок будет чувствовать себя безопасно). Постарайтесь ребенку продемонстрировать положительные стороны незнакомцев.

Не ругайте малыша за страх и стеснение. Покажите, что вы понимаете и разделяете его чувства. Если ребенок, например, потерялся в большом универмаге, не упрекайте его за то, что он далеко убежал. Лучше скажите: «Ты, наверное, испугался, мне тоже было страшно. Иди сюда, чтобы я могла держать тебя за руку».

Страх ошибки, неудачи

Апатия, нежелание пробовать что-то новое, отсутствие интереса к любым занятиям, неуверенность в себе — так может проявляться страх неудачи. Иногда, чтобы не браться за какое-то дело, малыш может отвлекать внимание родителей плохим поведением, капризами. Другой вариант проявления страха — откладывание на потом, фраза «доделаю завтра».

Занимаясь с ребенком, не указывайте ему на ошибки, лучше подчеркивайте то, что получилось хорошо. Не требуйте идеального выполнения заданий с первого раза. Чаще хвалите ребенка, отмечайте то, что у него получается хорошо. Поиграйте в игру: перед сном расскажите друг другу о трех своих успехах за день.

Предоставляйте ребенку выбор: что надеть, как играть, куда пойти во время прогулки, чем заняться — это укрепит самооценку и поможет принимать самостоятельные решения. Больше занимайтесь творчеством. Не навязывайте своих решений и не помогайте, если ребенок не просит об этом. Вместо этого скажите, например: «Иногда очень сложно завязать длинные шнурки». Тогда, даже если ребенок все же попросит вас о помощи, он будет знать, что вы понимаете, что он испытывает!

Все эти рекомендации даны Вам уважаемые родители, для того, чтобы Вы смогли сориентироваться в помощи вашим детям. Помните то, что никто лучше Вас не знает и не чувствует переживаний, тревог, страхов ваших детей так, как Вы !