Страница обновлена 05.04.2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 16 Р.П. ПОРЕЧЬЕ-РЫБНОЕ"

Страница обновлена 05.04.2023
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 16 Р.П. ПОРЕЧЬЕ-РЫБНОЕ"

 Вперед

КАК   ОРГАНИЗОВАТЬ   ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ 

ЗАНЯТИЯ   ДОМА?

Подготовила:

Учитель-логопед

Чигина Софья Борисовна

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.

Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Изумрудный город или в гости к Незнайке, Буратино. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на одном месте, и впитывать знания.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Ежедневно проводятся:

  • игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 1-2 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут

Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» – спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Предлагаемые упражнения могут быть использованы воспитателями и родителями в совместной деятельности с детьми и проходить в форме игры.

1.Различение неречевых звуков.

Детям предлагаются различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания. Внимание детей привлекают ко всем звукам, окружающим нас в повседневной жизни, развивая интерес и поддерживая инициативу детей.

«Расскажи, что услышишь»

Перед ребенком выставляются известные ему предметы; взрослый объясняет ребенку, что предстоит по слуху определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого. Затем предметы закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. При значительных трудностях в узнавании звучание повторяется со зрительной опорой.

Материал: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка.

«Где звенит будильник»

Взрослый прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т.п. Ребенку предлагается найти источник звука (указать его или сказать об этом).

Материал: будильник.

«Найди игрушку»

Ребенок плотно закрывает глаза. Взрослый прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину ) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука меняется плавно: от сильного к среднему и тихому.

Материал: игрушечный барабан.

«Угадай, что (кто) это?»

Ребенку предлагается аудиозапись и предметные картинки различных звуков природы, голосов птиц, зверей и домашних животных. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было.

Предметные картинки: явления природы — ручей, листва, снег, дождь, ветер; звери – волк, медведь; домашние животные – свинья, корова, овца, лошадь, коза, собака, кошка.

Материал: компакт-диск «Звуки природы».

2.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

«Три медведя»

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

Кто сидел на моем стуле?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме?

Затем ребенок сам произносит одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Предметные картинки: изображение трех разных медведей (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка).

«Далеко – близко»

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Речевой материал: звукокомплексы (кричат дети – АУ; лает собака – ГАВ; мяучит кошка – МЯУ; мычит корова – МУ; поет петух – КУ-КА-РЕ-КУ; кудахчет курица – КО-КО; квакуют лягушки – КВА; каркает ворона – КАР; блеет овечка – БЕ).

 

3.Дифференциация слов, близких по звуковому составу.

«Поэт»

Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных.

Речевой материал:

  • Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка).
  • Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту… (тумбочку, дверь, книгу).
  • От  грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал).
  • Две сестрички, две лисички отыскали где-то… (спички, щетку, ложку).
  • Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я… (игрушка, медведь, мальчик).
  • Говорила мышка мышке: «До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)».
  • Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (лису, белку).
  • Опустела мостовая, и уехали… (автобусы, трамваи, такси).
  • Катя Лену просит дать краски, карандаш… (ручку, тетрадь, книгу).
  • Сел в машину верный пес, у него в чернилах… (лапа, шея, нос).
  • В выходной пошли куда-то мама, папа и… (детишки, ребята, малыши).

«Расставь по местам»

Взрослый читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Речевой материал:

Я тебе задачу дам — все расставить по местам:

Что скатали мы зимой…?

Что построили с тобой…?

На крючок в реке попал…?

Может все, хоть ростом мал…?

(Слова для выбора: дом, ком, гном, сом)

Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Вот печать на простыне — …

Зеленеет за окном -…

Волейбольная весит -…

Канарейка в ней сидит -…

(Слова для выбора: сетка, клетка, метка, ветка)

Я опять задачу дам — все расставить по местам:

Что стащил игривый кот…?

Детям мамочка плетет…?

С гор спускается, течет…?

Что за скользкий, ровный лед…?

(Слова для выбора: каток, поток, венок, моток)

 

4.Дифференциация слогов.

В работе широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками.

«Повтори четко слоги»

та-ка-па      па-ка-та     ка-на-па     га-ба-да

фа-ха-ка     ма-на-ва     ба-да-га     ка-ва-ха

Игра «Телефон»

Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов, состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется. (Дома играем с членами семьи).

5.Дифференциация фонем.

«Различай и повторяй»

Взрослый предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.

«Повторяй за мной только звук [С]» — предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, С и т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком [С]» — предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т. д.

«Повторяй за мной только слова со звуком [С]» — предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и т. д.

«Озорные звуки»

Взрослый читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.

Речевой материал:

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки, над волной летают сайки (чайки).

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.

«Предмет, признак, действие»

Взрослый называет слова. Если звучит слово-предмет, то ребенок хлопает в ладоши; если слово-признак, то ребенок прыгает; если слово-действие, то ребенок приседает.

Речевой материал: мышка, бежит, серая, кукла, карандаш, большая, летит, идет, белый, снег.

«Спрятанные слова»

Взрослый предлагает среди ряда букв выбрать спрятанные слова с заданным звуком (взрослый называет слова, при необходимости уточняется лексическое значение слов) и подчеркнуть их.

Ряд букв:

РЛСАДАВЛХЮАЛИСТАЛАЧСУНДУКДА (Сад, лист, сундук)

КУТАЖАЛОШЛЖПОЖАРИЕСЛПКОЖАШОЛ (Жало, пожар, кожа).  Аналогично с другими звуками.

«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что прибавилось?»

Взрослый предлагает для запоминания предметные картинки на заданный звук. Ребенок закрывает глаза, и взрослый убирает (добавляет) одну (две, три) картинки. Ребенок называет убранные (добавленные) картинки. Количество предлагаемых картинок зависит от тяжести фонематического нарушения (от 4 до 10).

«Запомни, повтори»

Взрослый произносит ряд слов на заданный звук и предлагает запомнить и повторить цепочку слов (в процессе игры порядок слов может меняться).

Речевой материал:

Сад – сани – сапоги – самокат

Сани – сапоги – самокат – сад

Аналогично с другими звуками.

«Четвертый лишний»

Взрослый предлагает запомнить и повторить ряд слов в заданной последовательности. Определить, какое слово лишнее, объяснить почему.

Речевой материал:

Сорока – ласточка – лиса – соловей (лиса)

Аналогично с другими звуками.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА.

Это основа постановки звука. Чтобы ребенок зарычал или зашипел, нужно тренировать органы артикуляции. Обо всём на свете.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться  небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА, ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ, ЛОГОРИТМИКА

Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.

Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

  • Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
  • Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.

Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Максим. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».

Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».

Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.

Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.

Для занятия можно использовать, например, такие стихотворения:

МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Мишка косолапый
По лесу идет,
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(Приседаем – собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою – топ! (Топаем ногой)


ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ
Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)

 

ЗАЙКИ
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
(Бежим на месте)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок,
(Приседаем)
Роют лапкой корешок.
(Показываем ручкой, как роют зайки)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Снова поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

 

Рисование, обводка, штриховка

Необходимо приучать детей раскрашивать карандашами, а не фломастерами, т.к. при работе с карандашами лучше развивается моторика, формируется нажим.

Необходимо приучать детей штриховать в одном направлении, не переворачивать листок.

 

Шнуровка, завязывание узлов, застегивание пуговиц

Игры с крупой

Выкладывание узора (солнышко, домик, снеговик, шарик и.т.п.)

Сортировка круп (разложить фасоль и горох в разные формочки) собери крупу в бутылочку с узким горлышком…

 

Выложи узор

Палочками

Спичками

Нитками

Шнурками

Пуговицами и. т .п.

Лепка.

 

ДЕКЛАМАЦИЯ СТИХОВ И СКОРОГОВОРОК

Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.

Осип охрип, Архип осип.

Сачок зацепился за сучок.

По семеро в сани уселись сами.

Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

Жутко жуку жить на суку.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Сено Сене Костя носит.
В сени сено Сеня носит.

У нас в реке живут бобры,
Бобры бодры, бобры добры.

Мудры плотин строители бобры –
Речные жители.

Писал Саша стих смешной.
Дождик хлынул проливной.
Стих повешен на шесток.
Сушит Саша свой стишок.

В лесу лиса под сосенкой
Стелила постель лисенку.
Из листьев постель для сына,
А листья слетели с осины.

УСПЕХОВ ВАМ!!! 

                                                                                                                           Вперед