Страница обновлена 05.04.2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 16 Р.П. ПОРЕЧЬЕ-РЫБНОЕ"

Страница обновлена 05.04.2023
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 16 Р.П. ПОРЕЧЬЕ-РЫБНОЕ"

СОЗДАНИЕ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ У ДЕТЕЙ

Назад 

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все повседневные/обыденные ситуации:

✓умывание и купание,

✓ еда и прогулка,

✓ одевание и раздевание,

✓уборка верхней одежды и обуви на место,

✓ подъем после сна/подготовка ко сну,

✓ раскладывание игрушек по местам,

✓ приготовление еды,

✓ уборка со стола и мытье посуды,

✓ подметание пола и др..

✓ во время игр с игрушками и картинками,

✓ при чтении книжек,

✓ просмотра мультфильмов и проч.

Взрослый должен, часто обращается к ребенку, задавать вопросы. Но не следует требовать от ребенка немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Начиная работу с ребенком, логопед не только организует занятия с малышом, но и проводит работу с родителями. Основной задачей такой работы является объяснение того, как следует вести себя по отношению к ребенку, как создать для него насыщенную речевую среду в случае, когда имеет место нарушение речи.

Родители должны осознать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, следует применить новый подход к воспитанию ребенка дома. Постепенно близкие, которые чаще всего проводят время с ребенком, научатся использовать любую ситуацию, чтобы поговорить с малышом. Специалисту необходимо объяснить родителям или другим близким ребенка, что развитие речи малыша требует более внимательного отношения и специальной работы дома, не следует надеяться только на занятия с логопедом.

Приведу примеры проговаривания взрослыми различных ситуаций.

Умывание.

«— Давай умоемся. Подставляй стульчик. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Потрогай водичку. Теплая или холодная. Вот так. Бери мыло? Намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо — вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец!»

Сборы на прогулку.

Все необходимые вещи разложены на стульчике.

«— Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Давай найдем штанишки, где у они нас лежат? Вот они. Давай наденем штаны—вот так. Сначала на одну ногу(левая/правая), потом на другую ногу(правая/левая). Теперь застегнем пуговицу/завяжем шнурок. Покажи, где пуговичка/шнурок. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка (уточните цвет). А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку и т.д.»

Прогулка.

« – Посмотри, какая сегодня погода, (назовите время года). Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал — и получилась лужа. Посмотри какое дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик, какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи как много листиков и т.д.»

Приготовление обеда.

Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка. «Я готовлю суп. Идем мне помогать! Давай достанем кастрюлю. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, будь осторожен, им можно порезаться. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита и вода в кастрюле горячие! Здесь у нас морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай перемешаем. Чем будешь суп перемешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Давай найдем соль, дайте ребенку попробовать соль, обозначьте, что соль соленая на вкус».

РАЗВИТИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

Считается, что элементарные фразы из двух-трех слов в речи ребенка появляются в период от 18-ти до 22-х месяцев. И только у 7% процентов малышей фразовая речь формируется позднее.

Чаще всего потому, что в семье с детьми мало общались.

Некоторые дети еще до полутора лет запоминают фразы, которые часто слышат в обиходе и произносят их. Например: «Иди гуляй!», «Хочу пить» и т.д. Эти выражения кажутся вам правильными с точки зрения грамматики что несомненно радует взрослых. На самом деле, он просто пока повторяет за вами.

Фразовая речь у ребенка развивается из высказываний, которые дети создают самостоятельно. Например: «Мишка бух», «Папа нет работа». Часто дети составляют фразы с использованием неизменяющихся морфологических форм: «Аня деда забрал», «Баба кетя не дал». Грамматически эти выражения не совершенны, но  именно они со временем преобразуются в правильные фразы.

Прототипом фразы может быть даже конструкция из слов и жестов. Особенно, если произносить слова ребенку еще сложно. Хочет ребенок сказать: «Мама ушла», а говорит : «Мама» и показывает на дверь».  Так начинается развитие фразовой речи .

Постепенно жесты заменяются словами. И тогда малыш говорит: «Зая прыгает», вместо того, чтобы показывать это. Для первых фраз  ребенок использует самые нужные ему глаголы. Те, которые выражают его желания и указывают на перемещение в пространстве.

Чтобы в речи малыша было достаточно глаголов,  родителям нужно комментировать действия.  «Саша кушает», « Маша пьет»,  «Мама моет», «Папа читает» и т.д.

Всего за полтора-два с половиной месяца свои первые фразы ребенок может превратить в правильные грамматические конструкции. Но для этого у него должен быть пример. Потому необходимо  как можно чаще использовать простые фразы в игре.

ГОВОРИТ НА СВОЕМ ЯЗЫКЕ

Под этой фразой "говорит на своем языке" могут скрываться следующие понятия:

1. Отсутствие речи, только активный лепет

К 1 году у ребенка должны появиться слова и с возрастом  прибавляться.

2. Недостаточно развит фонематический слух

Ребёнок сильно меняет звуки в словах
Такое произношение в норме встречается у детей 1,5-2 лет. Если ребёнок старше, то необходимо обратиться к логопеду и развивать слуховое восприятие, фонематический слух, слухоречевую память.

3. Ребёнок говорит звукоподражаниями и лепетными словами.

4. Нарушение слоговой структуры слова

В норме дети сокращают слова до слога в 1,5-2 года.
После 2 лет появляются слова из 1-2 слогов, после 2,5 - из 3 слогов.

Если этого не произошло, то нужно работать с моторным переключением, ритмами, памятью и слоговой структурой.

Назад