Мифы о педагоге - психологе
На сегодняшний день существует немало мифов и легенд о профессии психолога и зачастую возникает немало недоразумений, связанных с пониманием специфики работы данного специалиста. Попробуем пролить свет на искусство врачевания душевных дел мастера.
Миф 1.
Психолог = Психиатр
«Психолог отличается от психиатра, как сумасшедший день от сумасшедшего дома». Если на Западе, где наличие собственного психоаналитика или психотерапевта считается нормой, то у нас нередко, даже простое упоминание о психологе вызывает ассоциации с «Кащенко» или психоневрологическим диспансером.
Для справки!
Психиатр – это специалист с высшим медицинским образованием, прошедший специальную подготовку в области психических расстройств. Соответственно, область интересов врача психиатра – психические расстройства, их диагностика, динамика и лечение. Пациенты психиатра – это люди с психическими отклонениями. Психиатр не ведет длительных, благотворно влияющих на состояние пациента бесед и не интересуется его внутренним миром. Результат посещения психиатра – это рецепт, по которому пациент приобретет лекарство в рецептурном отделе.
Психолог – это специалист с высшим психологическим образованием в области консультирования и диагностики психически здоровых людей! Клиенты психолога – психически здоровые люди, которые в силу определенных обстоятельств затрудняются справиться с возникшими проблемами или трудностями в одиночку и нуждаются в поддержке специалиста. Психолог в отличие от психиатра не имеет права выписывать психофармакологические препараты.
Миф 2.
Основная задача психолога - это дать совет.
Психологи и психотерапевты не занимаются раздачей советов. Основной целью работы специалиста является оказание помощи клиентам для разрешения волнующих их вопросов, а так же создание условий для того, чтобы человек смог самостоятельно найти выход.
Ведь давно известно, что глубоко в бессознательном человек уже знает решение своей проблемы. Поэтому специалист, работая с клиентом, помогает ему найти в себе самом выход и взять на себя ответственность за свою жизнь, убрать всё преграды на пути к желаемому.
Миф 3.
Психолог не может иметь своих проблем, а если проблемы есть, то разве он специалист?
Психотерапевты ничем особенно не отличаются от других людей: у них могут быть свои жизненные неурядицы, проблемы и запросы на саморазвитие. Допустить, что психологи никогда не имеют проблем - это как сказать, что врач-травматолог пожизненно застрахован от перелома при падении или у врача – стоматолога никогда с момента получения диплома не будет кариеса. Все мы живые люди, и психологи не исключение.
Только в отличие от своих клиентов у психолога больше соответствующих знаний и опыта, позволяющих наиболее эффективно справляться с трудностями. Человек, обладающий психологическими знаниями, гораздо быстрее и легче понимает, где лежат причины возникшей проблемы.
Миф 4.
Психологи видят собеседников насквозь.
Бытует мнение, что психологи мгновенно считывают о человеке информацию по его внешнему виду и могут моментально нарисовать его психологический портрет буквально с первых минут общения, словно видят человека насквозь и знают все о нем.
Но это также один из распространённых мифов. Да, с годами специалисты все больше и больше полагаются на свою интуицию, развивают эмпатию (чуткость) профессионала, все лучше и лучше «читают» клиента. Но это, скорее, дополнительный инструмент, и профессионал не будет полагаться только на свои ощущения, свое понимание.
Чаще бывает, что за годы работы профессионалы собирают достаточное количество материала по клиентским запросам, которые по своей сути схожи у многих. Например, такие темы как развод, воспитание детей, сложности со здоровьем или карьерный рост довольно распространены.
Но и это не может быть решающим фактором, потому что каждый случай индивидуален, и истина будет выявлена только в процессе самой работы с человеком.
Субъективное оценивание же происходящего, развешивание ярлыков на клиента, определение человека как того или иного типа личности, классифицирование на самом деле не являются решением проблем.
Миф 5.
Психологи – самые мягкие и тактичные люди, которые всегда поддерживают, подбадривают и все одобряют.
Несомненно, одна из задач психолога – это помочь клиенту и поддержать его. Но наряду с другими мифами о его работе, сложилось мнение, что психологи и психотерапевты – это такие специалисты, которые просто по умолчанию не делают больно, словно они должны только «поглаживать» клиента (соглашаться, кивать, потакать).
И если клиент вдруг начинает испытывать какой-либо психический дискомфорт во время терапии или консультирования, то этот его психолог какой-то не такой, не мягкий, не добрый, жесткий, «обижающий» клиента.
Но на самом деле, для того, что произошел настоящий сдвиг в решении проблемы, клиенту зачастую нужно пережить различные эмоции, часто обозначающие сопротивление работе и изменениям, такие как страх, дискомфорт в теле, потерянность и агрессия.
В работе психотерапевта используются не только так называемые «поглаживания». Умение говорить болезненную правду, умение провоцировать вносят существенное качество, помогая выявить скрытое сопротивление, делая работу более плодотворной.