Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Объекты МДОУ «Детский сад № 16 р.п. Поречье - Рыбное» для проведения практических занятий с воспитанниками обеспечены следующими средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
- спортивным оборудованием и инвентарем ( мячи, гимнастические маты и др.),
- музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
- аппаратно-программные и аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски),
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Центральный вход МДОУ "Детский сад № 16 р.п Поречье – Рыбное" оборудован звонком. Пандус отсутствует.
Конструктивные особенности здания МДОУ не предусматривают наличие подъемников. Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений – отсутствуют
При необходимости для обеспечения доступа в здание МДОУ инвалиду или лицу с ограниченными особенностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.
Питание – один из факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно-психического развития ребёнка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно – приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.
В МДОУ организовано 3-хразовое питание, согласно 10-дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей и норм питания. Составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд для детей дошкольного возраста. Ведется бракераж готовой продукции с регулярной оценкой вкусовых качеств. Выдача пищи с кухни проводится только после снятия пробы старшей медицинской сестрой с отметкой в журнале о вкусовых качествах готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.
Ассортимент формируется с учетом норм питания по основным продуктам на одного ребенка в день. В соответствии с этими нормами, в рацион включены продукты, которые ребенок должен получать ежедневно: молоко, мясо, овощи, крупы, сливочное, растительное масло, сахар, хлеб, соки. Такие продукты как рыба, яйца, сыр, сметана, творог, фрукты, кондитерские изделия периодически включаются в меню не менее 2-3 раз в неделю. Дети получают дополнительное питание – второй завтрак в виде соков или фруктов, а также регулярно получают на полдник кисломолочные продукты. Состав меню меняется в зависимости от сезона. В летний период увеличивается количество свежих овощей. В оесенне-зимний период дети получают поливитамины с микроэлементами. В меню детей включена йодированная соль с целью пополнения рациона микронутриентами.
Все блюда — собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой. Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; они хранятся в кладовой с соблюдением требований СаНПин и товарного соседства.За организацией питания детей в детском дошкольном учреждении осуществляется регулярный контроль. Постоянно ведутся накопительные ведомости основных продуктов, полученных детьми за месяц.
Одна из главных задач, решаемых в ДОУ, – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:
- Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
- Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
- Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
- Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
- Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими работниками ДОУ.
Общее санитарно-гигиеническое состояние дошкольного учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режимы соответствуют нормам.
Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием. Работники пищеблока аттестованы и своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение.
Охрана здоровья воспитанников в учреждении осуществляется в соответствии со ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049), Уставом МДОУ, иными нормативно – правовыми актами
Медицинское обслуживание детей МДОУ осуществляется Ростовкая ЦРБ Детская поликлиника в функционал которой входит: лечебно-профилактическая поддержка воспитанников, проведение диспансеризации декретированных возрастов (3,5,7 лет), проведение профилактических прививок, согласно Национальному календарю прививок, осмотр детей узкими медицинскими специалистами и т.п.
В детском саду имеется полностью оборудованный медицинский блок, представленный следующими помещениями:
- медицинский кабинет (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место старшей медицинской сестры );
- изолятор;
Медблок оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения соблюдены. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи. Для обеззараживания групповых помещений используют бактерицидные облучатели.
Постоянно действует и систематически обновляется стенд медицинской тематики для родителей и сотрудников
Меры по охране и укреплению здоровья дошкольников
Одна из главных задач коллектива дошкольного учреждения — построение системы профилактических и оздоровительных мероприятий, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников и всех участников образовательного процесса.
В рамках данной системы предусмотрена оптимизация режима дня; улучшение питания; осуществление профилактических мероприятий; контроль за физическим, психическим состоянием детей; внедрение эффективных принципов развивающей педагогики оздоровления; обеспечение условий для успешной адаптации дошкольников к детскому саду и школе; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В МДОУ оборудованы прогулочные площадки, где созданы возможности для лазания, прыжков, упражнений в равновесии;
Работа по физическому воспитанию дошкольников в МДОУ строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей при четко организованном медико-педагогическом контроле, соблюдении оптимального двигательного режима.
Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в следующих формах:
- утренний прием детей на свежем воздухе (в теплый период года);
- проведение утренней гимнастики (на свежем воздухе в теплый период года), физкультминуток, динамических пауз, игр с движениями в свободной деятельности;
- организованная двигательная деятельность, согласно учебному плану (с обязательным проведением одного занятия на свежем воздухе);
- музыкально-ритмические движения;
- спортивные досуги и развлечения;
- гимнастика после сна, дыхательные упражнения;
- ежедневный режим прогулок – 3-4 часа;
- сбалансированное питание.
Взаимодействие с семьей в процессе охраны и укрепления здоровья детей при поддержке дошкольного учреждения состоит в конструировании природо- и культуросообразной модели поведения, мотивации на готовность принимать помощь и поддержку от специалистов МДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, на активное участие в физкультурно-оздоровительной работе и создании культурных традиций детского сада. В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов проводятся совместные мероприятия, в которых участвуют дети вместе со своими родителями.
Организация доступа к информационной системе и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным и педагогическим работникам.
Прямой доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной общеобразовательной программой Учреждения.
Инструкция для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет - отсутствует, в связи с тем, что воспитанники Учреждения не имеют прямого доступа к сети Интернет.
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу ФЗ РФ от 29.12.2010. №436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации и для детей данной котегории.
Название |
Цель |
Адрес |
Возраст |
Весёлые уроки |
Подготовка к школе. Развитие внимания. Обучение чтению. Обучение математике. |
От 3 до 7 лет |
|
Айкьюша |
Развитие памяти, логики и пространственного мышления, творческого потенциала, мотивации |
Виртуальный клуб для детей от 2 до 7 лет |
|
Мерсибо |
Портал развивающих игр и образовательных занятий |
От 2 до 10 лет |
|
Логозанрия |
Компьютерные и флеш-игры развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – всё то, что спсобствует успешному обучению ребёнка в школе. |
Для дошкольников и младших школьников |
|
Самоучка |
Обучающие и развивающие упражнения для детей (математика Петерсона, письмо и чтение) |
Для дошкольников и младших школьников |
|
Развивающие игры для детей | 50+ развивающих игр онлайн для детей | https://345-games.ru/razvivayushchie-igry-online/ |
Для дошкольников 4-6 лет |
Теремок | Портал развивающих игр и образовательных занятий | http://www.teremoc.ru/game/gamee.htm | Для дошкольников и младших школьников |
Играемся | Портал развивающих игр | https://www.igraemsa.ru/ | Для дошкольников и младших школьников |
В МДОУ "Детский сад № 16 р.п Поречье – Рыбное" созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения.
В детском саду имеются:
Экранно-звуковая аппаратура:
- Пианино
- Музыкальный центр
Вспомогательные технические средства:
- Цифровой видеопроектор
- Экран
- Интерактивная доска
Носители информации:
- Тематические презентации
- Цифровые музыкальные аудиозаписи
- Фонотека
Средства обучения и воспитания воспитанников из числа инвалидов и детей с ОВЗ:
- Сухой бассейн;
- Горка;
- Световые столы для рисования песком;
- Песочницы для игр с песком;
- Цветные массажные мями;
- Массажные дорожки;
- Шумовые игрушки;
- Различные виды театра;
- Магнитная доска + конструктор;
- Д/и веселое обучение «Учим формы»;
- Пособие: «Вкладыши»;
- Д/И «Заплатки»;
- Д/и «Найди тень»;
- Крупные пазлы;
- Мозаика;
- Игровой набор «Дары Фребеля». и др.
Во время проведения занятий с детьми из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, для повышения уровня восприятия информации дошкольников с различными нарушениями.
Для детей инвалидов, детей с ОВЗ подбираются индивидуальные методы обучения.
Электронные образовательные ресурсы - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Название |
Цель |
Адрес |
Возраст |
Весёлые уроки |
Подготовка к школе. Развитие внимания. Обучение чтению. Обучение математике. |
От 3 до 7 лет |
|
Айкьюша |
Развитие памяти, логики и пространственного мышления, творческого потенциала, мотивации |
Виртуальный клуб для детей от 2 до 7 лет |
|
Мерсибо |
Портал развивающих игр и образовательных занятий |
От 2 до 10 лет |
|
Логозанрия |
Компьютерные и флеш-игры развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – всё то, что спсобствует успешному обучению ребёнка в школе. |
Для дошкольников и младших школьников |
|
Самоучка |
Обучающие и развивающие упражнения для детей (математика Петерсона, письмо и чтение) |
Для дошкольников и младших школьников |
|
Развивающие игры для детей | 50+ развивающих игр онлайн для детей | https://345-games.ru/razvivayushchie-igry-online/ |
Для дошкольников 4-6 лет |
Теремок | Портал развивающих игр и образовательных занятий | http://www.teremoc.ru/game/gamee.htm | Для дошкольников и младших школьников |
Играемся | Портал развивающих игр | https://www.igraemsa.ru/ | Для дошкольников и младших школьников |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Объекты МДОУ «Детский сад № 16 р.п. Поречье - Рыбное» для проведения практических занятий с воспитанниками обеспечены следующими средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
- спортивным оборудованием и инвентарем ( мячи, гимнастические маты и др.),
- музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
- аппаратно-программные и аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски),
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Учебные объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Учебные кабинеты
Музыкальный зал/спортивный зал |
Музыкальные инструменты, костюмы, маски, разные виды театра/спортивные модули, маты, мячи, мягкие модули, сухой бассейн, горка. |
Изостудия/ картинная галерея |
Картины, мольберты |
Кабинет учителя – логопеда |
Дидактические и наглядные пособия, развивающие игры, различные виды театра, световые столы для рисования песком, песочницы, ноутбук с программным обеспечением "Мерсибо" |
Групповые помещения |
Конструкторы: FisherTIP, куруктор; LEGODUPLO; LEGOCITY Дидактические и наглядные пособия, развивающие игры, различные виды театра, минибиблиотеки и т.д. |
Специализированное помещение для библиотеки отсутствует.
Информация об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
Центральный вход МДОУ "Детский сад № 16 р.п Поречье – Рыбное" оборудован звонком. Пандус отсутствует.
Конструктивные особенности здания МДОУ не предусматривают наличие подъемников. Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений – отсутствуют
При необходимости для обеспечения доступа в здание МДОУ инвалиду или лицу с ограниченными особенностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо. Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
В МДОУ "Детский сад № 16 р.п Поречье – Рыбное" созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения.
Средства обучения и воспитания воспитанников из числа инвалидов и детей с ОВЗ:
- Сухой бассейн;
- Горка;
- Световые столы для рисования песком;
- Песочницы для игр с песком;
- Цветные массажные мями;
- Массажные дорожки;
- Шумовые игрушки;
- Различные виды театра;
- Магнитная доска + конструктор;
- Д/и веселое обучение «Учим формы»;
- Пособие: «Вкладыши»;
- Д/И «Заплатки»;
- Д/и «Найди тень»;
- Крупные пазлы;
- Мозаика;
- Игровой набор «Дары Фребеля». и др.
Во время проведения занятий с детьми из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, для повышения уровня восприятия информации дошкольников с различными нарушениями.
Для детей инвалидов, детей с ОВЗ подбираются индивидуальные методы обучения.
Стипендии, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ
Стипендии и иные виды материальной поддержки в МДОУ "Детский сад № 16 р.п Поречье – Рыбное" не предусмотрены.